Золотые монеты Российской империи XIX–XX веков

Золотые подарочные монеты Российской империи XIX–XX веков

Среди нумизматов особой популярностью пользуются донативные монеты, которые производились ограниченным числом и не применялись в обороте. Подарочные монеты отличались по оформлению и вручались в качестве поощрения за какие-либо заслуги перед отчеством, либо преподносились на какую-нибудь значимую дату.

Известно, что подарочные монеты выпускались из настоящего чистого золота. В тысяча восемьсот тридцать шестом году их чеканили достоинством десять рублей. Выпуск таких донативных монет был приурочен к юбилею царствования Николая Первого. Они считаются одними из самых редких и представляют собой высокую ценность.

В этот же период чеканились монеты достоинством двадцать пять рублей и тридцать семь рублей пятьдесят копеек. Стоит отметить, что их вручали приближенным к императорской семье, а также ее членам, таким образом отмечая их заслуги перед императором.

Монета, не имеющая подлинного экземпляра

Невероятно большую ценность имеет десятирублевая монета из золота, которая согласно некоторым источникам, должна была быть выпущена в тысяча восемьсот тридцать шестом году. Как и остальные донативные десятирублевки, эту подарочную монету должны были отчеканить к юбилею царствования императора Николая Первого. Дизайн монеты разрабатывался Генрихом Губе. На одной из ее сторон размещался совмещенный портрет императора Николая Первого и императрицы Александры Федоровны.

Штемпели для изготовления этой донативной монеты сохранились по сей день, однако ни одного подлинного ее экземпляра выпущено не было. Исследователи по сей день ведут жаркие споры вокруг этой десятирублевки, причем некоторые из них склоняются к мнению, что оба штемпеля на самом деле изготовили не так давно. Так ли это на самом деле пока остается тайной.

Бесценная монета

Не меньшую ценность представляет золотая монета достоинством двадцать пять рублей, которая была выпущена в количестве сто штук в тысяча восемьсот семьдесят шестом году. История ее появления действительно интересна. Заказ на чеканку поступил от сына императора Александра Второго – Владимира. Молодой мужчина занимал многие должности при дворе, а в тысяча восемьсот семьдесят шестом году был назначен Президентом Академии художеств. В этом же году у него родился наследник, а сам князь готовился к празднованию своего юбилея.

По этому поводу он распорядился выпустить памятную монету, однако служители монетного двора не стали спешить с выполнением его указа, поскольку для этого нужно было получить разрешение самого императора. На получение высочайшего дозволения ушло чуть меньше полугода, однако монета все же была выпущена и на тот момент считалась самой дорогой в Российской Империи.

Чуть позже, в тысяча восемьсот девяносто шестом году, поступил заказа на чеканку еще ста монет достоинством двадцать пять рублей. Их тираж был больше – триста экземпляров. В отличие от двадцатирублевок, отчеканенных к юбилею князя Владимира, эти монеты предназначались для нужд императорской семьи. В тысяча восемьсот девяносто седьмом году должна была состояться коронация Николая Второго и к этому событию он получил сто экземпляров монет, остальные двести монет были отданы, опять же, Владимиру Александровичу.

На первый взгляд столь неравноценный раздел вызывает удивление, однако ему есть историческое объяснение – в коронации императора должен был принимать участие князь Владимир, который был дядей Николая Второго. Именно он должен был раздавать памятные монеты членам императорской семьи и придворным в качестве особого поощрения и доказательства хорошего отношения.

Некоторые исследователи полагают, что эти же донативные монеты князь Владимир использовал в качестве подарков европейской знати, когда путешествовал по Европе. На эту мысль историков наталкивает тот факт, что в свое европейское путешествие князь отправился практически сразу после коронации императора.

Монета достоинством тридцать семь рублей пятьдесят копеек была выпущена по указу Николая Второго в тысяча девятьсот втором году. Особенность ее заключается в том, что она имела двойной номинал 37 р. 50 к – 100 франков. Считается, что ее чеканка приурочена к заключенному франко-русскому союзу.