Кожаные деньги на Руси

Сегодня глядя на небольшие кусочки кожи неопределенного цвета с едва различимыми надписями сложно догадаться, что когда-то это были денежные знаки, причем весьма распространенные. Их выпускали на Аляске с 1816 года. Причем, это была вынужденная мера, поскольку населению в колониальных владениях России в Северной Америке сильно не хватало денежных знаков.

История появления кожаных денег

В то время деньги (монеты) доставлялись на Аляску по морю – это был единственный, но при этом самые ненадежный способ. Корабли того времени не идут в сравнение с современными лайнерами, поэтому неудивительно, что из-за ограниченных технических возможностей, а также вследствие природных факторов плавательные средства с ценным грузом не доходили до места назначения.

Денег, которые все же оказывались на Аляске, местному населению, которое состояло в основном из работников компании по освоению земель и пушному промыслу, остро не хватало. Большая часть из них уходила за границу в качестве оплаты за различные товары, а другая часть вообще использовалась не по назначению.

В связи с тем, что русско-американская кампания была направлена в основном на пушной промысел, местные жители активно занимались охотой, используя для этого лук, копья и прочее оружие. Для наконечников требовался металл, которого было очень мало.

Дабы восполнить недостаток металла жители использовали монеты, которые переплавляли наконечники и прочие детали. И это очень сильно повлияло в конечном итоге на экономическое положение – монет было недостаточно для удовлетворения потребностей жителей и власти задумались над решением данной проблемы.

След на Аляске

Выход из ситуации нашли нестандартный – в качестве денежных знаков было решено использовать не монеты, а так называемые марки, которые делались из кожи животных. По внешнему оформлению они напоминали стандартные российские бумажные денежные знаки, которые в конце 1700х годов были выпущены по приказу императрицы Екатерины второй.

Кожаные деньги выпускались номиналом десять, двадцать пять и пятьдесят копеек, один, пять, десять и двадцать пять рублей. Первый тираж составил всего десять тысяч единиц. Общий номинал тиража – сорок две тысячи рублей.

Первое время выпуск таких марок население Аляски приняло на «ура». Однако, очень скоро восторг прошел – деньги, сделанные из тюленьей кожи быстро изнашивались, теряли свой цвет, а номинал был практически не различим. Поэтому в 1826 году было принято решение о выпуске новой партии денег, но только для этого использовали не кожу тюленей, а более грубую кожу животных. Тираж этой партии составил тридцать тысяч рублей.

Качество выдубленной кожи было намного выше, нежели тюленьей, поэтому этой партии кожаных денег хватило на восемь лет. В 1834 году выпустили еще одну партию марок, на общую сумму также тридцать тысяч рублей. Отличием этого тиража от двух предыдущих является номинал марок – для удобства расчетов сделали марки достоинством десять, двадцать пять и пятьдесят копеек.

Интересные факты о марках из кожи

Несмотря на то, что денежные знаки из кожи в девятнадцатом веке были в обиходе на Аляске и имели там высокую ценность, правительством их тиражирование не учитывалось. До сих пор доподлинно неизвестно, какой на самом деле был выпущен объем марок. По данным одних источников общий номинал денег составлял порядка тридцати шести тысяч рублей, по данным других источников в обороте было более тридцати девяти тысяч рублей.

Конец истории кожаных денег приходится на 1867 год. Именно тогда правительством России было принято решение о продаже своих владений в Северной Америке. Территория была передана Соединенным Штатам Америки более чем за семь миллионов рублей. На российские рубли данная сумма была равна одиннадцати миллионам.

После заключения договора о продаже кожаные денежные знаки были обменяны на российские рубли и утилизированы. Однако, как бывает в таких случаях, полностью уничтожить марки не удалось и несколько марок все же сохранилось. По некоторым сведениям, сейчас их насчитывается около сорока, причем большая часть находится в частных коллекциях и только пятнадцать было передано в музей.